Турбина «жрёт» масло

Так говорят, когда снижается мощность двигателя, появляется сизый или чёрный дым в выхлопной системе, а уровень моторного масла подозрительно быстро начинает падать. Приходится его доливать 500-700 мл каждые 1000 км пробега. Появление сизого дыма в выхлопной системе свидетельствует о сгорании масла, что говорит о возможной неисправности в двигателе или в турбокомпрессоре. Сначала нужно убедиться, что нет неисправностей в самом двигателе, после этого можно переходить к поиску неисправности в турбокомпрессоре.

Причины неиспраности

Нарушена подготовка воздушной смеси. Если в воздуховоде от фильтра к турбокомпрессору возникает местное сопротивление (забитый фильтр, засорение), то за ротором компрессора возникает разрежение, засасывающее в воздуховод газомасляную смесь из корпуса оси турбины (турбина «гонит» масло). Это масло частично оседает в интеркулере, частично попадает в камеру сгорания двигателя (турбина «жрёт» масло).

Устранение проблемы. Прежде всего проверить и при необходимости заменить грязный воздушный фильтр. Следует заметить, что «спортивные» фильтры, пропускающие крупные абразивные частицы песка, тоже вредны для турбокомпрессора и двигателя. Проверить герметичность соединений, отсутствие утечек воздуха на всём пути от воздушного фильтра до впускного патрубка.

Второй причиной «жора» масла турбиной могут быть проблемы в сливном маслопроводе от корпуса турбокомпрессора к двигателю. Это засорение, зашлаковывание, изгибы с появлением застойных зон. Засорение, а также повышенное давление в системе вентиляции картера препятствует возврату масла в двигатель. Застой в смазывающей системе турбины приводит к повышенному износу подшипников, перегреву, коксованию вала турбины, увеличению зазоров в уплотняющих и масло-газо улавливающих деталях, выдавливанию масла как в сторону компрессора, так и в сторону турбины (снять выпускной коллектор двигателя и проверить отсутствие следов масла). В этом случае может иметь повышенный расход масла без характерного сизого дыма в выхлопной системе.

Устранение проблемы. Обеспечить свободный слив масла от турбокомпрессора в картер, устранив застойные зоны, перегибы. Проверить систему вентиляции картера.

Третья причина — стиль вождения, когда водитель сразу глушит двигатель, работающий на высоких оборотах. Масло перестаёт поступать и охлаждать подшипники, вал турбокомпрессора, а ведь они по инерции продолжает вращаться на высоких оборотах. В этот небольшой промежуток времени и происходит закоксовывание масла, отложение его на валу турбокомпрессора, интенсивный износ подшипников и колец. К таким же последствиям приводит и резвый старт с непрогретым двигателем.

Устранение проблемы. Прежде чем выключить двигатель, дайте ему поработать на холостом ходу 2-3 минуты. Этого достаточно для охлаждения турбокомпрессора. При включении холодного двигателя дайте ему прогреться 2-3 минуты, пока не создастся необходимое давление в масляных каналах.

Масляное голодание турбины в условиях работы на скоростях до 170 тысяч об/мин приводит к повышению температуры до 400 градусов Цельсия и в этих условиях быстро приведёт к её разрушению.

Если вы получаете удовольствие от управления «турбозажигалкой», позаботьтесь о её здоровье: вовремя меняйте масло, масляный и воздушный фильтры на рекомендованные производителем автомобиля.